Страничка логопеда

 Закрепление знаний о  звуке [Щ] в  словах


22 апреля 2024 года   Тема : "ВЕСНА"

Уважаемые родители!
Вот и пришла долгожданная весна!
Весна приносит с собой не только долгожданное тепло, она приносит радость и надежду, надежду на лучшее. После неумолимых морозов и суровых метелей, после снега, который покрывает землю пуховым одеялом, после зимней спячки, в которую, кажется, впадают не только некоторые виды зверей, а вся природа, наконец, наступает прекрасная царевна Весна.
Мы хотим Вам дать несколько логопедических весенних советов.

Рекомендуем уточнить у ребенка, какое время года сейчас идет.

Гуляя с детьми, старайтесь обращать внимание на те изменения, которые происходят в природе весной. Беседуйте с детьми, развивайте их наблюдательность, учите устанавливать причинно-следственные связи явлений природы, помогающие развивать логическое мышление, побуждайте детей мыслить и говорить.

Уточните знание ребенком весенних месяцев.

Возвращаясь из сада, школы, магазина и т.д. домой, вместе с детьми можно поиграть в следующие игры:

"Подбирай, называй" на подбор определений и глаголов к существительным:
Весна (какая?) - ранняя, теплая, долгожданная и т.д.
Солнце (какое?) - ...
День (какой?) - ...
Снег весной (какой?) - ...
Сосулька (какая?) - ...
Солнце весной (что делает?) - греет, припекает, ласкает, согревает...
Снег весной (что делает?) - чернеет, тает...
Ручьи весной (что делают?) - ...
Сосульки весной (что делают?) - ...

"Посчитай-ка" на согласование имен существительных с числительными:
Один ручей, 2 ручья, 3 ручья, 4 ручья, 5 ручьев.
Одна лужа, две лужи, 3 ..., 4 ..., 5...
Одна проталина, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...
Одна сосулька, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...

"Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:
Ручей - ручеек, проталина - проталинка, лужа - ..., солнце - ..., сосулька - ...

"Один - несколько" на употребление имен существительных множественного исла:

Один ручей , а если их несколько, это что? …ручьи
Одна лужа ..
Одна проталина...
Одна сосулька...

"Скажи наоборот" (подбираем антонимы к именам прилагательным):
Снег зимой чистый, а весной, наоборот, ...
Зимой дни холодные, а весной - ...
Зимой солнце тусклое, весной - ...
Зимой погода пасмурная, а весной - ...
Желаем успехов!

14 апреля 2024 года

Лексическая тема "Весна"
  1. Игра «Расскажи что происходит в природе весной»

Взрослый называет существительное, а ребенок рассказывает, что происходит с ним весной. Например, «птицы» — прилетают перелетные птицы, все птицы начинают вить гнезда и т.д.

 

  1. Игра «Назови ласково»

Солнце-солнышко,                       лужа- лужица             

Дождь —                                             луг —                       

Цветок —                                            земля-                              

Облако —                                            роща-                               

Птица —                                              вода-                                 

Птенец —                                            дерево-

Жук —                                                  ветка-

Гнездо-                                                капля —

Трава —                                               росток —

Лист —                                                 ручей —

 

  1. Игра «Один- много»

Гнездо – гнезда                перо —                       перо-             

Дерево-                             птенец —                   детеныш —

Ветка-                                лист-                         зверь —

Почка-                               песня-                       цветок —

 

  1. Игра «Весной бывает – не бывает»

Воробьи возвращаются из жарких стран.

Птицы вьют гнезда.

На деревьях распускаются почки.

Птицы улетают в теплые края.

Листья желтеют и опадают.

Листья распускаются.

Расцветают цветы.

На реке тает лед

Солнышко светит все ярче.

Сильный мороз.

Появляется первая травка.

Становится тепло.

Люди собирают урожай.

Люди сажают рассаду в огородах и саженцы деревьев в саду.

 

  1. Пальчиковая игра «Весна»

 

К нам весна лишь заглянула

(потянуть руки вперед)

В снег ладошку окунула

(руки согнуты в локтях, «окунуть» ладошки

то тыльной, то лицевой стороной)

И расцвел там нежный

(руки от локтей до запястий соединить,

кисти сложить в форме цветка)

Маленький подснежник

(пальцы раскрываются, словно подснежник)

 

  1. Составить короткий рассказ о весне.
  • Какое время года наступило? Назови весенние месяцы (для старших дошкольников и младших школьников)
  • Какое солнце весной? Что происходит весной со снегом?
  • Что происходит с деревьями, травой и цветами весной?
  • Что происходит с птицами и животными?
  • Какой труд выполняют люди весной?
  • Нравится ли тебе весна? Почему?

24 марта 2024 года

Лексическая тема:   «Животный мир морей, океанов,  озер и рек»

 

П/Г «Рыбки»

Пять маленьких рыбок играли в реке,   - сжимают и разжимают кулаки

Лежало большое бревно на песке,         - соединяют сжатые  кулаки

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»  - показывают рыбку правой рукой

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко».     – показывают рыбку левой рукой

А третья сказала: «Мне хочется спать!»   - показывают рыбку соединив  2 ладони

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.      – показывают рыбку  правой  рукой

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!        - показывают рыбку  левой  рукой

Плывите скорее, чтоб не проглотил».       – показывают открытый рот – ладошками.

И/У « Морские  рыбки»

рыбки резвятся          - бегают  врассыпную
в воде кружатся         - кружатся
Весело ныряют,         - приседают и встают
Пузыри пускают,      - вращают руками,  согнутыми в локтях
Друг дружку догоняют! – бегут друг за другом

                                             

Игра  с  массажным мячом  «Футбол  ежом»

Играть в футбол морским ежом  - перекидывают мяч из одной руки в другую

Решили окунишки,                       - катают мяч вперед - назад

И скоро стали решетом                - сжимают и разжимают  мяч  в правой ладошке

Их новые штанишки.                   - сжимают и разжимают  мяч  в левой ладошке

За эти милые дела                         - трут мячом по правой  ладошке

Их дома трепка бы ждала.           - трут мячом по левой  ладошке

Но рыба добрая – игла                 - сжимают и разжимают  мяч  в правой ладошке

Зашить штанишки помогла.        - сжимают и разжимают  мяч  в  левой ладошке



Лексическая тема:   «Животный мир морей, океанов,  озер и рек»

понедельник                  

словарь существительных:, щука, сом, карась, ерш, окунь, икра, мальки, чешуя, жабры, плавники , крючок, удочка, морская звезда, медуза, морской конёк, морской котик, кит, тюлень, акула, скат, дельфин, краб, хвост, плавники, названия речных, морских и озёрных рыб.

Игры и упражнения:

«Назови  ласково»  с  мячом

ерш – ершик

- сом -…..                        - щука -….                            - медуза -…        - плавник -…….

- пескарь -..                     - карась -…                           - плотва -….       – хвост -…..

- звезда -….                     - дельфин -…                       - мурена -….       – чешуя -…..

- черепаха -….                – осьминог-….                     – краб -….  и  т.д.

«Возьми  картинку»  картинки  расположены  на  магнитной  доске.  

Задания детям

- возьми картинку в  нижнем левом углу,  кого  ты  взял

-//-//-//- между …. и…..

-//-//-//-  под….
-//-//-//-  над…

-//-//-//-  слева  от…

-//-//-//-  справа  от…   и  т.д.

«У  меня  нет..»  с картинками

Ребята  по  очереди  выгладывают картинки  и  говорят: у меня нет…., но  есть…

«1-3»

- 1 ерш – 3 ерша

- 1 сом - 3…..                        - 1щука - 3….                   - 1 медуза - 3…        

-1 пескарь - 3..                     – 1 карась - 3…                 - 1 плотва - 3….       –1  хвост - 3…..

- 1звезда - 3….                     - 1дельфин- 3…                - 1 мурена - 3….     – 1чешуйка - 3…..

- 1 черепаха - 3….                – 1осьминог- 3….            – 1 краб -  3 ….  и  т.д.

3. Развитие  мелкой  моторики.

«Нарисуй волны и раскрась»


Лексическая тема:   «Животный мир морей, океанов,  озер и рек»

вторник

словарь  прилагательных: хитрая, большая, маленькая, осторожная, быстрая, ловкая,   пугливая, голодная, короткий, длинный, рыбий, морской, речной, морской, хищные, рыбий, китовый.

Игры и упражнения:

«Какой,  какая,  какие?»

- обитатель моря – морской,  а  обитатели  морей  какие ? – морские

- рыба  речная,  а  рыбы -….

- акула  большая,  а  акулы -…

- плавник спинной,  а  плавники -…

- пескарь  трусливый,  а  пескари-..

- щука  голодная,  а  щуки-…

- щупальце  длинное,  а  щупальца-…  и  т.д.

 «Скажи  наоборот»

акула  большая,  а  карась - ….

- карп  сытый,  а  щука  -…

- краб  пугливый,  а  дельфин-…

- хвост  длинный,  а  плавник -….

- акула  морская,  а  щука -…

- дельфин  красивый,  а  акула-…   и  т.д.

«Он – они»  с  мячом

- морской лев -  …    морские львы

- добрый кашалот - …

- черный краб - …  

- серый дельфин - …

- морской конёк -…

- морской ёж - …

- ядовитая медуза - …

- морская змея - …   и  т.д.


   

Лексическая тема:   «Животный мир морей, океанов,  озер и рек»

среда

словарь глаголов: плавать, нырять, питаться, нападать, охотиться, защищаться, прятаться,  ловить, плескаться, охотиться.

Игры и упражнения:

«Он делает – они делают»

- рыба  плавает,  а  рыбы  что  делают? – плавают

- акула  нападает,  а  акулы ….

- дельфин  ныряет,  а  дельфины ….

- рак  пятится  назад,  а  раки…

- карась  прячется,  а  караси….

- щука  охотится,  а  щуки….

- осьминог  всплывает,  а  осьминоги….

- лещ  плещется,  а  лещи….  и  т.д.

«Что  умеют  делать …»

- рыба  может  плавать, нырять, прятаться,  всплывать  и  т.д.

- акула…..

- осьминоги  …  

- рыбак-…..и  т.д.

2. Развитие  логического  мышления.

«Что  лишнее?»      

- ерш – сом – акула 

- дельфин – кит – щука 

- акула – скат – дельфинчик 

         


Лексическая тема:   «Животный мир морей, океанов,  озер и рек»

четверг

Игры и упражнения:

«Сколько  рыб  мы  увидали..»

Мы видали много рыб –
не одного окуня, а …..много  окуней
не одну щуку, а …
не одного карася, а … 

не  одного  дельфина,  а ….

не одного  кальмара,  а…..

не  одну  акулу,  а….

не одну  медузу,  а…  и  т.д

« Жадина»  с  мячом

ерш – мой

- сом -…..                        - щуки -….                            - медуза -…        

- пескарь -..                     - карась -…                           - плотва -….      

- дельфины-…                - мурена -….                         – чешуя -…..

- черепаха -….                – осьминог-….                     – крабы -….

- плавник -…….              – хвост -…..                         - звезды -….                     и  т.д.

«У  рыбы – у рыбки»

- у рыбы хвост,  а  у  рыбки хвостик

- у рыбы зубы,  а у рыбки..

- у рыбы плавники,  а  у  рыбки…

- у рыбы глаза,  а  у рыбки..

- у рыбы  рот,  а  у  рыбки…

- у рыбы  брюхо,  а  у  рыбки…

- у рыбы  спина,  а  у  рыбки…

«Поймай  словечко» хлопать на слова,   относящиеся  к  обитателям  в воды.

- рыбы – кошки – слон – карась – щука – водоросли – река – собака – лес – дельфин – дерево – трава – акула – осьминог – море – цветы – жираф – черепаха – кит – медуза и.т.д

3. Развитие  зрительного  восприятия

«Найди  тень»

         

Лексическая тема:   «Животный мир морей, океанов,  озер и рек»


1. Игры и упражнения:

«Доскажи  словечко»

- карась уплывает,  а  щука догоняет

- краб  прячется,  а  осьминог…

- камбала  лежит,  а  медуза …

- кит  погружается,  а  дельфин…

- щука  плывет  вправо,  а  карась….

«Измени  словечко»

- плывущий  дельфин,  что  делает? – плывет

- уплывающий  карась- …..

- погружающийся  кит -…

- всплывающая  акула -….

- лежащая  камбала -….

- охотившаяся  акула -…  и  т.д.

«Зачем?»  составление предложений  с  союзом – чтобы-

- зачем  акуле  острые  зубы?  – чтобы было легче  охотиться.

- зачем крабу  клешни -….

- зачем осьминогу  щупальца -…

- зачем медузе  щупальца -…

- зачем  морскому  ежу  колючки -…  и  т.д.

2. Развитие  произносительных  навыков.

Чистоговорки.

АН – АН – АН - глубокий океан

НА – НА – НА – обитатели морского дна

ВЕ – ВЕ – ВЕ - рыбы плавают в воде

НЕ – НЕ – НЕ - осьминог на дне

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - рыбу я ловлю

ТА – ТА – ТА - под водою красота

ОГИ – ОГИ – ОГИ - большие осьминоги

АК – АК – АК - проползает рак

ТЫ – ТЫ – ТЫ – огромные киты

ФИНЫ – ФИНЫ – ФИНЫ – гладкие дельфины

УЛА – УЛА – УЛА – зубастая акула

УЛЫ – УЛЫ – УЛЫ – опасные акулы

АБА – АБА – АБА – я увидел краба

НЯ – НЯ – НЯ – у краба есть клешня.

3 марта 2024 года

  Лексическая тема: «8 Марта» 
Словарь.
-  Существительные: семья, папа, мама, сын, дочь, сестра, бабушка, дедушка, прабабушка, прадед, тётя, дядя, сирота, внук, внучка, любовь, забота, радость, печаль, грусть, страх, удивление, гнев, плач, улыбка. 
- Прилагательные: младший, старший, старый, молодой, большой, маленький, дружная, ласковая, любимая, дорогая, родная, заботливая, взрослая, трудолюбивая, строгая, вежливая, послушная.
- Глаголы: родиться, расти, заботится, любить, уважать, нянчить, ухаживать, гладить, накрывать (на стол), мыть, протирать, стирать, готовить, убирать, дружить, стараться, помогать, работать. 
- Наречия: ласково, весело, дружно. 
- Антонимы: высокий – низкий, маленький – большой, старый – молодой, веселый – грустный.
-  Словообразование: 1) существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (мама - мамочка) 2) прилагательных от существительных (радость - радостный) 3) сравнительной степени прилагательных (старший - старше) 4) сложных слов (многодетная, голубоглазый, черноволосый, длинноносый) Подбор родственных слов: семья, гость, друг. 
Задания.-  1. Побеседовать с ребенком о празднике, спросить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день. 
- 2. Рассказать историю зарождения традиции праздновать 8-е марта. Помочь запомнить информацию. 
-  3. Научить ребенка словам поздравления, которые он должен будет сказать в этот день маме, бабушке, сестре и т.д.
-  4. Упражнение "Назови слова-родственники" - учимся подбирать однокоренные слова. Мама - мамочка, матушка, мамуля и т.д. Бабушка - ... Тетя - ... Сестра - ... 
- 5. Упражнение "Подбери признак" на согласование прилагательных с существительными. Мама (какая?) - добрая, заботливая, любящая, ласковая нежная, красивая и т.д. Бабушка (какая?) - ... Сестра (какая?) - ... Тетя (какая?) - ...
 - 6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными. Одна бабушка, две бабушки, три бабушки, четыре бабушки, пять бабушек, ... Одна сестра, две сестры, три сестры, четыре сестры, пять сестер, ... Одна тетя, две тети, три тети, ... 
- 7. Упражнение "Скажи наоборот" на подбор антонимов. Бабушка старенькая, а мама - ... Мама высокая, а ты - ... 
- 8. Упражнение "Помощник" на умение изменять глаголы по временам. Я мою сегодня пол - завтра я пол ... (вымою) - вчера я пол ... (вымыл). Я стираю сейчас белье - завтра я белье ... - вчера я бельѐ ... 
- 9. Подбор слов – действий: Что умеет делать мам? – шить на машинке одежду, резать ножом продукты, подметать веником пол и т.д. Что умеет бабушка? – печь пироги, жарить картошку, вышивать иголкой, вязать спицами шарф и т.д. Что умеет делать сестренка? – рисовать красками, лепить снеговика, играть с собакой и т.д. 
- 10. Составление рассказа-описания о маме (бабушке, сестренке) по плану: Как зовут (имя, отчество), возраст, внешность, профессия, за что ты ее любишь, чем ей помогаешь? - 11. Составление рассказа-сравнения о маме и бабушке по плану: Как зовут (ИО)? Кто старше, кто младше? Кто ты маме, а кто бабушке? Внешность, профессия. Кто что делает по дому? Как ты помогаешь? 
- 12. Прочитайте и разберите стихотворение: «Кто кому кто?» - Бабушка, бабушка, я чья дочка? - Ты Федина дочь, моего сыночка. - Мой папа большой, а совсем не сыночек. - Сыночек. Брат моих дочек. Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи? - Да разве у дочки мы были? У тети! - Тетю твою я в люльке качала… - Бабушка, стой, объясни-ка сначала, Кто мне Наташа и два ее братца? - Ладно, попробуем разобраться: Их мама, племянницы мужа сестра, Маленькой ох была и шустра! А ты доводишься…Хитрое дело… -Бабушка, что-то у нас пригорело! - Тьфу ты, пока я соображала, Все молоко 

24 февраля 2024 года

Эти игры помогут закрепить полученные знания по теме "Наша армия"

1. Дидактическая игра 
     «Один- много».
Офицер – офицеры, танкист — …, солдат — …, танк — …, герой — …, парашют —…

2. Дидактическая игра 
«Подбери признаки» (не менее трех признаков).
Солдат (какой?) — …

3. Дидактическая игра            
«Как называется человек, который…».
 Летает на вертолете — … ездит на танке — … прыгает с парашютом — … служит на подводной лодке — …

4. Дидактическая игра       «Посчитай».
Один танк, два …, три …, четыре …, пять…; одна ракета, две …, три…, четыре…, пять…

5. Выучите стихотворения на выбор:

На ветвях заснули птицы,
Звёзды в небе не горят.
Притаился у границы
Пограничников отряд.
Пограничники не дремлют
У родного рубежа:
Наше море, нашу землю
Наше небо сторожат!


Февраль
Нашей Армии любимой
День рожденья в феврале.
Слава ей, непобедимой!
Слава миру на земле! (И. Даренский)

 Российский воин
Российский воин бережёт
Родной страны покой и славу!
Он на посту – и наш народ
Гордится Армией по праву. (И. Даренский)

 6. Загадайте загадки:
Ползет черепаха-стальная рубаха,
Не знает ни боли она и ни страха.
Враг в овраг, и она, где враг.
Что это за черепаха? (Танк)

Железная рыба плывет под водой
Врагу, угрожая огнём и бедой,
Железная рыба ныряет до дна,
Родные моря охраняет она. (Подводная лодка)

Словно небывалые чудесные цветы,
Прилетели зонтики с небесной высоты. (Парашютисты)

Летит, а не птица,
Жужжит, а не жук?(Самолет)
Под водой железный кит,
Днем и ночью кит не спит.
Днем и ночью под водой
Охраняет мой покой. (Подводная лодка)

Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную. (Ракету)

 7. Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы»

Пальцы эти — все бойцы,                  Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами.
Удалые молодцы.                                         Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Два — больших и крепких малых             Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие.
И солдат в боях бывалых.

Два — гвардейца-храбреца,           Показывают указательные пальцы
Два — сметливых молодца.           Показывают средние пальцы.
Два — героя безымянных,              Показывают безымянные пальцы
Но в работе очень рьяных.
Два мизинца — коротышки —      Показывают мизинцы.
Очень славные мальчишки!

Один, два, три, четыре, пять.         Поочередно считают пальцы на левой руке
Будем молодцев считать.          Начиная с мизинца, затем на правой руке.
Пальцы встали дружно в ряд —        Показывают ладони, разводят стороны пальцы и сводят их.
Десять крепеньких солдат.          Показывают ладони с прямыми пальцами, хлопают в ладоши. 
8. Расскажите о членах семьи, служивших в армии, рассмотрите фотографии.
9. Оформить фотоколлаж: «Для меня всегда герой! Самый лучший папа мой!»
10. Записать видео с интервью на тему: «Мой папа защитник!». Для мальчиков: «Какой я защитник!».
11. Изготовление с ребёнком поделки танка из коробка спичек, обыгрывание ситуации;

11 февраля 2024 года

Лексико – грамматические   упражнения  по  теме

«Домашние электроприборы»

1. «Один - много». Образование мн.ч. сущ в родительном падеже.

 Телевизор – телевизоры – телевизоров (магнитофон, пылесос, люстра, телефон, радио, торшер, лампа, компьютер, холодильник, утюг, машина, плита, микроволновая печь, музыкальный центр, домашний кинотеатр, видеомагнитофон, плеер, принтер, сканер, миксер, фен, вентилятор, кондиционер, обогреватель, тостер, кофемолка, кофеварка, соковыжималка, кухонный комбайн).

2. «Назови ласково». Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Утюг – утюжок и т.д.

3. «Счет электроприборов». Согласование сущ. с числительными.

Один пылесос – два пылесоса – пять пылесосов и т.д.

4. «Посчитай». Образование ИС и ИП мн. числа в родительном падеже.

Один цветной телевизор – два цветных телевизора – пять цветных телевизоров

Одна хрустальная люстра – две хрустальные люстры – пять хрустальных люстр

Один высокий холодильник – два высоких холодильника – пять высоких холодильников.

5. «Скажи со счетом «нет». Образование сущ. в родительном падеже.

Видеомагнитофон – нет видеомагнитофона и т.д.

6. «Закончи предложение». Согласование слов по типу управления.

Мама стирает белье в …(стиральная машина).

Папа чистит ковер …(пылесос).

Дочь гладит одежду …(утюг)

Владик поджаривает хлеб в …(тостер).

Бабушка на кухне достает продукты из …(холодильник).

Даша готовит обед на …(плита).

Илья разговаривает с другом по …(телефон).

Фильмы и мультфильмы показывают по …(телевизор).

Арина читает книгу под настенной …(лампа). 

7. «Беседа по теме». Поиск соответствующего понятия и развертывание монологической речи.

Какие электроприборы ты знаешь? Для чего нужен каждый из них? Какие электроприборы находятся  у вас на кухне, в спальне, в гостиной? Что служит питанием для электроприборов? Откуда поступает электричество в дома? (С электростанций.) Где в каждом  доме живет электричество? (В розетках.) Почему нельзя трогать розетки? Для чего нужен провод? На какой предмет мебели похож холодильник? Какие бывают лампы? (Настольные, настенные.)


28 января 2024 года













21 мая 2023 года

Тема: Лес 

Дети должны усвоить: что растёт в лесу; кто в нём обитает; строение дерева, изменение его в зависимости от времени года; для чего нужны деревья, лес.

Словарь ребёнка должен включать слова: дуб, берёза, липа, рябина, клён, ель, сосна; деревья, кустарник, трава, цветы; крона, ветки, ствол, корень, листья, листва; набухает, лопается, растёт, опадает, листопад; насекомые, животные, птицы.

Грамматический строй речи:

1. «Какой?» - подбор прилагательных к слову ЛЕС (большой, красивый, зленный, густой, родной, прекрасный, богатый, полезный, сказочный, молодой, старый, живой, шумный, тихий, тенистый, волшебный, голый, берёзовый, сосновый, дубовый, хвойный, лиственный, смешанный, дремучий, светлый, тёмный, зимний, осенний, весенний, летний).

2. «Найди слово» образование родственных слов от слова ЛЕС (лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовик, лесовоз, лесоповал, лесозаготовки).

3. «Один -много» (словоизменение) :
Дерево - деревья Лист
Куст -... Ветка
Волк -... Муравей - ...
Ёж -... Сук -...
Ствол -... Травинка
Соловей -... Змея
Ящерица-... Лиса-...
Стрекоза - ... Оса-...
Крона - ... Медвежонок -...

4. «Посчитаем...» (согласование числительных
с существительными; использовать слова из предыдущего задания в единств, числе ):
Один жук, два жука, три жука, четыре жука, пять жуков.

5. «Исправь предложения» (правильное употребление в речи предлогов; исправленное предложение проговаривать полностью)
Листья растут В дереве. Птичка села ИЗ куста. Муравей вылез В муравейник. Сова сидит НА дупле. Дятел стучит К дереву. Заяц убегает К лисе. Стрекоза летает ПОД землёй. Гусеница ползёт ПОД веточкой. Бабочка порхает В цветке. Цветы растут НАД деревом.



Связная речь.

Рассматривание иллюстрации «ЛЕС» и составление рассказа по ней:
Посмотри внимательно на картинку. Это -лес. В лесу много разных деревьев. Есть деревья хвойные - ёлка, сосна, а есть лиственные - берёза, осина, липа, дуб, клён. У дерева есть ствол, он покрыт корой. Ветки с листьями - это крона. А ещё у дерева есть корни, они питают дерево соками из земли. А вот - кусты, они ниже и тоньше деревьев. На земле много разных растений: трава, цветы, мох.

Лес - это дом для зверей, птиц и насекомых. Лес приносит нам пользу: даёт древесину, лекарства, грибы, ягоды, орехи. В лесу мы отдыхаем, наслаждаемся природой. Лес - наше богатство. Береги лес!

Предложить ребёнку с помощью наводящих вопросов рассказать, что он запомнил о лесе.
Найди дома и нарисуй в тетради три предмета, которые появились, благодаря лесу.


8 мая 2023 год.















12 марта 2023 года

                                 Домашнее задание для детей!

Месяц неделя Март 1 неделя Лексическая тема «Весна» 
1. Развитие общей моторики (подвижные игры)
 «ВЕСНА, ВЕСНА КРАСНАЯ!» 
Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.
 Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, С радостью, с радостью, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.) 
С великой милостью: (Идут в противоположную сторону по кругу.) 
Со льном высоким, (Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки, вдох.)
 С корнем глубоким, (Приседают, опускают руки, выдох.) 
С хлебами обильными. (Взявшись за руки, бегут по кругу.) 
2. Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика) 
«КАП, КАП, КАП»
 Кап, кап, кап — звенит капель. 
 Приближается апрель. (Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого.) 
3.Развитие артикуляционной моторики 
Упражнения для языка - "Улыбнись". 
Положи язык «лопаточкой». А теперь представь, что на верхней губе у тебя вкусное варенье («Вкусное варенье»). 
А теперь мы «Индюшата»: Малышата-индюшата лапками топочут,
 Весело болбочут: «Бл-бл-бл"
4. Развитие мимических мышц -"Удивление; радость; испуг; грусть; сердитое лицо." 
5. Развитие фонетико-фонематических процессов.
- Звуковой анализ и синтез слогов са , со, су сы, слова сок -Деление слов на слоги.
- Придумывание слова по количеству слогов, по заданному слогу.
5.  Развитие лексико-грамматических процессов: 1) Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей. Лужа — лужи — луж; ручей, дерево, снег, туча, проталина и т.д. 2) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ручей —ручеек, дерево и т.д. 3) Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. 
Подобрать эпитеты к словам: солнце, небо, погода, снег, деревья, ручей, туча. 
 Подобрать антонимы к словам. Тепло, дождливо, пасмурно, длинный, сухой и т.д. 
6. Развитие связной речи -пересказ рассказа « Грачи» 

"Прилетели грачи"

 

Первыми к нам прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

                            А.Саврасов  "Грачи прилетели"

а)  Объяснить значение словосочетаний: гнезда вить, вершина дерева, птенцов выводить.

б)  Ответить на вопросы:
Какие птицы прилетают весной первыми? Что сразу начинают делать грачи? Где они вьют гнезда? Когда они выводят птенцов?

в) Образовать множественное число от следующих существительных:
грач - грачи
гнездо - гнезда
сук - сучья
корень - корни
птенец - птенцы
дерево - деревья
ствол - стволы
пень - пни

г) Закончить предложения:
На дереве гнездо, а на деревьях ... (гнезда).
На ветке сук, а на ветвях ... (сучья).
В гнезде птенец, а в гнездах ... (птенцы).
На дворе дерево, а в лесу ... (деревья).

 


12 февраля 2023 года.

Уважаемые родители! Эти задания для закрепления на дом!
Их нужно выполнять в течение недели с ребенком каждый день!
Ребенок должен не только выполнять движения, но и проговаривать стихотворные слова за взрослым, а потом и наизусть!
 Февраль 3 неделя
 Лексическая тема «Наша улица» 
Развитие общей моторики (подвижные игры - имитация):
 Поезжай за моря-океаны, (Едут), 
Надо всею землей пролети: (Летят) 
Есть на свете различные страны, (Разводят руки в стороны)
 Но такой, как у нас, не найти. (Отрицательно качают головой.) 
***
Глубоки наши светлые воды, (Приседают), 
Широка и привольна земля, (Встают, Руки в стороны). 
И гремят, не смолкая, заводы, (Стучат, руками перед собой). 
И шумят, расцветая поля...( Плавные взмахи руками, разведенными в стороны)
(М. Исаковский)
***
 Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика) 
Небо синее в России,
 Реки синие в России.
 Васильки и незабудки
 Не растут нигде красивей. (Загибают по одному пальчику на обеих рука).
 Есть и клены, и дубы, (Пальцы на обеих руках изображают «ветки» (сходятся, расходятся),
 А какие есть грибы! («Гриб» — кулачок одной руки прикрывается сверху изогнутой ладонью второй (шляпка гриба).
 А еще пекут в печи (Хлопают, то одна рука сверху, то другая. )
Вот такие калачи.
***
 «Калачи». Развитие артикуляционной моторики
 Упражнения для челюсти - спокойное открывание, закрывание рта
 Упражнения для губ: " Улыбка "— «Трубочка» 
Упражнения для языка: "Чистим « нижние зубки; «Чашечка» 
Развитие мимических мышц:
 Мы умеем удивляться.
 Мы умеем огорчаться .
 Мы умеем сердиться.
 Мы умеем                     (Выполнение движений по тексту.) 
веселиться .
*** 
Развитие фонетико-фонематических процессов: 
1. Выделение гласного звука в начале слова  (Слова: улица, автобус, автомобиль)
2. Определение количества слогов в слове
3.  Определение позиции звука в слове.
 4. Анализ звуков в словах
***
Развитие лексико-грамматических процессов:
 1. Знать название улицы, домашний адрес.
 Познакомить детей с достопримечательностями расположенными на улицах города.
 2.Игра «Подбери признак». (Улица (какая?)- ...) 
3.Подбор слов- антонимов ( Например: широкая улица – узкая улица высокие дома – низкие дома,) 
***
Развитие связной речи:  - составление рассказа по сюжетной картине (на выбор)









11 декабря 2022 года.
Предложить ребенку найти отличия на картинках и назвать, отвечая полными предложениями.










30.10.2022
 Артикуляционная гимнастика

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

 Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд(удержание позы в одном положении). 4. Соблюдать последовательность упражнений, идти от простых к сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

 5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Пока ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. 

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом / прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении/. Или с небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

 7 . Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений .

Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

 1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 

2. Взрослый показывает выполнение упражнения. 

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый следит за качеством выполняемых движений: точность, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. 

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). 

5. Подходить к выполнению упражнений творчески: намазать верхнюю губу вареньем, шоколадом, для того, чтобы ребенок облизал ее .

 Упражнения для губ:

1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. 

2. Хоботок (Трубочка).Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.


Затем можно использовать упражнения посложнее:


Комментариев нет:

Отправить комментарий

С 22 апреля по 26 апреля 2024 года тематическая неделя "Дом под крышей голубой"

  Как же хочется, чтобы наша Земля год от года становилась краше. А ведь это очень даже выполнимо и возможно! Главное, чтобы все люди  Земли...